Как работодателям обеспечить защиту работников и производства в условиях пандемии COVID-19? Рассказывает Роман Ушаков, Заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group
В первую очередь следует сказать, что обязанность работодателя по созданию безопасных условий труда закреплена законодательно – статьёй 212 Трудового кодекса, которая называется: «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда». В номенклатуру мероприятий по созданию «безопасных условий» в текущем году вошли и мероприятия по предотвращению возможного заражения работников коронавирусом COVID-19.
Для исключения риска заражения работников коронавирусной инфекцией работодатель должен выполнить определенные действия. Их перечень указывается, как правило, в нормативных правовых актах (положениях, распоряжениях, приказах, указах) региональных властей, основанных на рекомендациях Роспотребнадзора. Необходимо отметить, что все предписываемые мероприятия на уровне организации необходимо вводить локальными нормативными актами работодателя – этого требует статья 5 Трудового кодекса.
Само содержание мероприятий стандартно для всех регионов страны и включает в себя:
- перевод сотрудников на удалённую работу
- ограничение служебных поездок
- ограничение посещений офиса (торгового зала, административных помещений и т.д.) посетителями, не являющимися работниками организации
- социальное дистанцирование
- мероприятия санитарного характера: дезинфицирование поверхностей, регулярная влажная уборка помещений, применение санитайзеров
- организация системы мониторинга самочувствия работников (регулярное измерение температуры, запрет на нахождение в офисе работников, имеющих признаки ОРВИ)
- введение масочного и перчаточного режима (и обеспечение работников соответствующими СИЗ) и т.д.
Что меняется в работе служб охраны труда в период пандемии?
Повседневная работа служб охраны труда по обеспечению безопасности работников никуда не делась. Другое дело, что в связи с обозначившейся тенденцией перевода работников на «удалёнку», в повседневную деятельность этих служб должны быть внесены определённые коррективы, которые направлены на безусловное обеспечение безопасности труда «удалённых» сотрудников и выполнение существующих государственных требований. Сейчас карантинные ограничения постепенно снимаются, и у работодателей всё более востребованной становится услуга аудита работы в сфере охраны труда, по итогам которой разрабатываются соответствующие предложения по увеличению её эффективности.
Оценка рисков
Ещё одно направление работы, вызывающее повышенный интерес у работодателей - оценка профессиональных рисков. Законодательно, в качестве одной из обязанностей работодателя по обеспечению охраны труда, она будет закреплена в новой редакции раздела Х Трудового кодекса. Ориентировочно это произойдёт весной 2021 года, но уже на протяжении последних трёх лет Государственные инспекции труда проверяют наличие у работодателя системы управления профессиональными рисками как одной из подсистем системы управления охраной труда. В связи с пандемией коронавируса в процедуру оценки профессиональных рисков необходимо внести изменения, позволяющие учесть возможность инфицирования работников. В связи с популярностью данных запросов мы в EcoStandard group разработали соответствующее дополнение к универсальной методике оценки рисков, которую наши эксперты используют в ходе работы.
СОУТ
Разумеется, никуда не делась и обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда. В пакете антикризисных мер, реализуемых в России, было предусмотрено продление срока действия специальной оценки, истекающей в период с апреля по сентябрь текущего года, до 01.10.2020 г. включительно (Постановление Правительства РФ от 11.06.2020 г. №849). Более того, и срок подачи заявлений в ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2020 году тоже продлили до 1 октября. В их число, помимо «традиционных» статей – например, проведения СОУТ, обеспечения работников СИЗ и др., включили также и затраты работодателей по предотвращению инфицирования работников коронавирусом. Изменения внесены Приказом Минтруда России от 23.06.2020 г. №365н.
Медосмотры
В случае объявления в регионе режима повышенной готовности (или, не дай Бог, режима ЧС), сроки периодических медосмотров тоже можно продлить, но не более чем на 6 месяцев (Приказ Минздрава от 18.05.2020 г. №455н). Однако службе охраны труда в этих случаях необходимо оперативно отслеживать изменения регионального «антикоронавирусного» законодательства и вовремя вносить коррективы в свою деятельность, включая разработку макетов необходимых локальных нормативных актов, подаваемых на подпись и утверждение работодателю.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии