Рассказываем, какие подводные камни нужно учесть при составлении «водного раздела» программы.
Приказом Минприроды №51 от 31.01.2022 была введена в действие новая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование. Этот документ обязано получить в Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсах) любое предприятие, у которого есть сбросы в водный объект.
Приказ №51 упразднил программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной как отдельный документ, необходимый для получения решения. Тем самым был пополнен список ранее отмененных видов экологической документации в сфере водопользования. Напомним, что еще в 2009 году с упразднением приказа Минприроды №205 отпала необходимость утверждать схемы систем водоотведения и водопотребления, а также программу оценки качества сточных вод, включая дренажные.
Многие ждали, что эти документы вернутся в обиход с приказом №903 от 2020 года, но этого не произошло. По сути, эти три документа до февраля 2022 года нигде не требовались.
Приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 года №109 были введены новые требования к составу программы производственного экологического контроля (ПЭК). По этим требованиям в разделе, который посвящен инвентаризации сбросов, помимо прочего, должны быть:
- схемы систем водоотведения и водопотребления;
- программа оценки качества сточных вод, включая дренажные;
- программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (далее – программа наблюдений).
Программы из пунктов 2 и 3 должны включать:
- Список веществ и показателей, которые планируется определять. Он должен согласоваться с нормативами допустимого сброса (НДС) и временными разрешенными сбросами (ВРС);
- График или частота отбора и анализа проб.
- Места их отбора.
- Использованные аттестованные методики.
- Мониторинг качества поверхностных вод в фоновом и контрольном створах (только для программы наблюдений).
Получается, что в составе обновленной программы ПЭК в обиход вернулись все три вышеупомянутые документа. Ранее они существовали как отдельные проекты и согласовывались в Росводресурсах.
Относительно программы наблюдений есть и официальные разъяснения Минприроды РФ (письмо от 29.11.2022 г. №ВН-02-28/11862). В них прописано, что этот документ в отдельном виде более не требуется и теперь входит в состав программы ПЭК.
Говоря о документах в рамках водопользования, нельзя не упомянуть о сложностях с контрольным створом. Контрольный створ – это место наиболее полного перемешивания сбрасываемой загрязненной воды с водой источника, куда происходит сброс. До 2020 года, согласно программе наблюдений, точка контрольного створа устанавливалась по умолчанию на расстоянии 500 м ниже места сброса. По необходимости можно было указать и меньшее расстояние.
Приказ Минприроды от 29.12.2020 года №1118 утвердил методику разработки НДС загрязняющих веществ в водные объекты (далее – Методику). В ней прописали требование к водопользователю самостоятельно рассчитывать контрольный створ в соответствии с формулой 23.4 из этой Методики. Контрольный створ должен находиться в поперечном сечении потока воды в струе с максимальным содержанием вредных веществ.
Обычно точка контрольного створа рассчитывается по методике №1118 и фиксируется в рамках проекта НДС. Однако организации, которые не обязаны рассчитывать НДС – например, объекты II категории НВОС, не работающие с веществами 1–2 классов опасности – будут вынуждены указывать место контрольного створа в программе ПЭК, как единственно подходящем для этих целей документе.
Сложность заключается в том, что на практике рассчитать контрольный створ стало практически невозможно. В ближайшее время мы выпустим статью, в которой подробно расскажем об этой проблеме и предложим возможные пути решения.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии