8 800 333 55 71 Бесплатно по РФ

Оценка рисков от «А» до «Я». Часть 2. Какие рабочие места оценивать? Кто и как должен это делать?

10 Июля
426
10 минут
Роман Ушаков
Заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Продолжаем разбираться в процедуре оценки рисков. Сегодня расскажем: какие рабочие места оценивать, нужно ли это делать самостоятельно или лучше доверить экспертной организации.

Все ли рабочие места организации подлежат оценке рисков?

Ответ на этот вопрос одновременно и прост, и сложен.

В первую очередь, следует помнить, что, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья.

Поскольку требования статьи 212 ТК РФ относятся к обязанностям работодателя в отношении всех его работников и базируются на нормах статьи 37 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, то ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, совершенно однозначен: оценке профессиональных рисков подлежат все рабочие места, имеющиеся у работодателя, без каких-либо исключений.

Но это формальный ответ, основывающийся исключительно на букве и логике действующего трудового законодательства.

Мы уже говорили в предыдущей статье, что оценка профессиональных (в смысле – «производственных») рисков, если подходить к ней не как к очередной навязанной государством «бумажной» процедуре, – действенный механизм комплексной оценки и улучшения безопасности труда. Из этого следует несколько неожиданный вывод: в первую очередь объектом оценки профессиональных рисков являются вовсе не рабочие места, а те рабочие зоны, то оборудование, те процессы, те помещения, которые используются, реализуются, применяются на всём производстве. Таким образом, главным объектом оценки производственных рисков является производственный процесс в целом, и говорить о том, что риски должны оцениваться именно на рабочих местах, в принципе, неверно (хотя это и соответствует положениям действующего законодательства).

В каждой рабочей зоне имеется своя номенклатура опасностей и соответствующих им рисков, а следовательно, все эти риски будут воздействовать на любого работника, который в течение смены может (или будет) находиться в данных рабочих зонах. Конечно, вероятность реализации опасностей и тяжести последствий реализации (т.е. величина риска) для каждого из этих работников будет разной, но это уже другой вопрос, который как раз и подлежит рассмотрению в ходе последующих (после идентификации опасностей) этапов оценки профессиональных рисков.

Таким образом, оценке рисков подлежит технологический процесс в целом, включая:

  • рабочие места
  • оборудование
  • помещения (в том числе вспомогательные)
  • инструмент и приспособления
  • рабочие зоны (например, пути следования к рабочему месту)
  • рабочие процессы

Причём результаты оценки рисков могут быть отнесены к любому из перечисленных объектов оценки риска.

Может ли работодатель выполнить оценку рисков в своей организации самостоятельно?

Действующее трудовое законодательство не содержит никаких указаний, каким именно образом работодатель может провести оценку рисков на своём предприятии. Соответственно, оценка рисков может быть проведена либо силами самого работодателя, либо силами приглашенной им сторонней организации.

К сожалению, на практике самостоятельно проводимый работодателем процесс «оценки профессионального риска» в подразделении зачастую представляет собой отправку линейному руководителю некоего опросника, в котором содержатся пункты примерно следующего содержания: «Инструктаж проведён?», «СИЗ выданы?», «Правила безопасности соблюдаются?». Разумеется, большая часть линейных руководителей даёт утвердительные ответы на эти и подобные им вопросы. Ответственный сотрудник (как правило – специалист по охране труда), получив такой опросник фиксирует низкий уровень риска, – что, в принципе, и требовалось работодателю.

На самом же деле, конечно, подобная процедура не имеет ничего общего с настоящей оценкой риска (если, конечно, работодателем не ставится задача выполнить оценку риска исключительно для того, чтобы минимизировать возможные претензии со стороны ГИТ).

Поэтому мы рекомендуем работодателю поручить оценку рисков сторонней экспертной организации, обладающей необходимым опытом, знаниями и компетенциями. Задача экспертов такой организации – осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест, изучить используемые оборудование и инструмент, ознакомиться с реализуемыми технологическими процессами, проанализировать имеющиеся результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) и производственного контроля, в необходимых случаях – выполнить инструментальные измерения уровней и значений опасных и вредных производственных факторов и реализовать ещё много различных процедур. Только при этих условиях результаты оценки рисков можно будет считать релевантными существующему положению дел в области безопасности труда.

Действующее законодательство не содержит чётко определённых критериев, которым должны соответствовать экспертные организации, проводящие оценку профессиональных рисков. Отсутствует также и реестр экспертов, имеющих право выполнять оценку, и хотя бы примерный перечень требований к ним. Однако некоторые рекомендации работодателю, принявшему решение проводить оценку рисков, привлекая для этого стороннюю экспертную организацию, мы всё же можем предложить.

Требования к экспертной организации, проводящей оценку рисков:

  1. Она включена в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, оказывающих услуги по охране труда (проверить это можно здесь). Также обратите внимание на продолжительность нахождения экспертной организации в этом реестре.
  2. В структуре экспертной организации будет находиться собственная испытательная лаборатория, в установленном порядке аккредитованная Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией) на проведение необходимых измерений (этот пункт не обязательный, но желательный)
  3. Также желательно, чтобы экспертная организация была включена и в реестр организаций, проводящих СОУТ (проверить это можно здесь).

Весомым плюсом является наличие у экспертной организации методик оценки и управления профессиональными рисками (лучше – разработанных ею), апробированных при проведении соответствующих работ в разных областях деятельности.

Основные этапы процедуры оценки и управления рисками

В заголовке не случайно используется слово «управление». Мы уже вскользь упоминали, что за процедурами оценки рисков должны следовать и процедуры управления ими, иначе оценка рисков так и останется просто оценкой рисков, не предполагая при этом никаких мер по уменьшению уровней существующих опасностей, и уж тем более не подразумевая никаких профилактических мероприятий по недопущению возникновения этих опасностей в дальнейшем. В принципе, подобный подход к методам, реализуемым в схемах риск-менеджмента, использован в новом ГОСТ Р 58771-2019, в котором методы (в ГОСТ – «технологии») оценки и управления риском сгруппированы по блокам, отражающим последовательность этапов риск-менеджмента.

Термин «управление профессиональными рисками» также содержится и в статье 209 ТК РФ. Согласно приведенному в ней определению, управление профессиональными рисками –  комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами СУОТ и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Поэтому в дальнейшем, оставаясь в существующем правовом поле и используя словосочетание «оценка профессиональных рисков» или «оценка рисков», – мы будем понимать под ним именно систему оценки и управления рисками, т.е. то, что в мировой практике обычно именуют термином «риск-менеджмент».

Приведённые соображения полностью соответствуют букве и логике действующих в области оценки производственных рисков документов, среди которых в первую очередь можно назвать:

  • ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;
  • ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска;
  • ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем;
  • ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения;
  • ISO 45001:2018 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда.

Конечно, документов, так или иначе регламентирующих вопросы оценки рисков, в мире гораздо больше. Следует отметить, что в РФ практически отсутствуют законодательные и нормативные правовые акты в указанной области (за исключением нескольких упоминаний о рисках в ТК РФ и Типовом положении, о которых мы говорили ранее). Сфера оценки рисков в нашей стране регулируется документами (стандартами), имеющими статус нормативно-технических актов, то есть документами добровольного применения, и локальными нормативными актами работодателя, а также документами некоторых систем добровольной сертификации. Однако то обстоятельство, что большинство из действующих в РФ стандартов гармонизировано с уже неоднократно проверенными практикой международными документами (стандарты ISO, OHSAS и т.д.), позволяет считать, что их реализация позволит получить объективную картину состояния и условий безопасности труда и предложить, при необходимости, эффективные корректирующие мероприятия.

Процесс риск-менеджмента носит непрерывный циклический характер. Это означает, что недостаточно однократно реализовать последовательность указанных в схеме этапов – наоборот, завершение одного цикла риск-менеджмента означает начало следующего, призванного при следующем повторении обеспечить ещё большее приближение работодателя к достижению цели «нулевого травматизма».

Читать материал в источнике

Комментарии

Есть что добавить?

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Выберете ваш город:

Поиск