Большую часть бюджета охраны труда составляют мероприятия, связанные с приобретением и выдачей за счет собственных средств специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ). Все СИЗ должны пройти обязательную сертификацию или декларирование в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ. К сожалению, наличие сертификата или декларации не гарантирует, что СИЗ будет пригодно к использованию в течение указанного в нормах срока. Нередки случаи преждевременного износа: это зависит не только от качества, но и от условий работы, ее интенсивности.
Как правильно оформить списание вышедших из строя СИЗ?
Для этого надо ответить на вопросы: кто это должен делать, по каким критериям и как это оформить?
Средства индивидуальной защиты
Разработайте положение, в котором будет описано:
- каков порядок процедуры;
- кем она выполняется;
- какие документы необходимы для оформления.
Необязательно разрабатывать отдельный документ. Если у вас есть положение по обеспечению и выдаче СИЗ, то достаточно внести в него соответствующий раздел. Все решения, касающиеся условий и безопасности труда работников, рекомендуем принимать комиссионно и, следовательно, оформлять актом или протоколом. В том числе и при определении лиц, ответственных за выполнение процедуры списания. Не считаю необходимым включать в данную комиссию специалиста по охране труда — у него другие задачи: организовать и осуществлять контроль за приобретением, выдачей и применением СИЗ.
Предлагаю следующий состав:
- руководитель структурного подразделения (председатель комиссии);
- специалист материального склада;
- сотрудник бухгалтерии;
- представитель профсоюзного комитета или уполномоченный по охране труда (от трудового коллектива).
Участие в этой процедуре представителей профсоюза или трудового коллектива, на мой взгляд, обязательно. Мы недооцениваем важность этих лиц: они будут защищать интересы работника, что сделает решение объективным. Данный состав комиссии необходимо утвердить приказом работодателя. Самый важный и сложный вопрос — это определение критериев (параметров и их значения), по которым будет производиться оценка состояния СИЗ. Здесь без помощи, опыта, знаний специалиста по охране труда работодателю уже не обойтись. Сложность заключается в том, что не существует нормативного правового акта, в котором бы описывалась оценка пригодности СИЗ. Основные методы в этом случае — визуальный и тактильный: нам остается лишь сравнивать параметры бывших в эксплуатации и аналогичных новых СИЗ. Характеристики, которые мы будем сопоставлять, зависят от вида СИЗ.
Например, для спецодежды это могут быть:
- целостность ткани, строчек, швов;
- наличие фурнитуры;
- сохранность размера, симметричность форм;
- состояние светоотражающих элементов и т. д.
Конечно, критерии оценки вы определите самостоятельно, учитывая типы СИЗ. Значения параметров мы выбираем исходя из основной цели применения СИЗ — предотвращение или уменьшение воздействия вредных или опасных производственных факторов на работника.
Комиссия же, опираясь на выбранные критерии оценки, устанавливает процент износа и принимает следующие решения:
- СИЗ подлежит списанию;
- СИЗ подлежит повторной выдаче.
Во втором случае комиссия определяет перечень необходимых мероприятий — они зависят от вида загрязнения и выявленных несоответствий — и устанавливает срок носки. Например, на куртке частично отсутствует фурнитура (оторвана пуговица), средние загрязнения и порван карман. Тогда мероприятия — ремонт и стирка. Этого будет достаточно для повторного использования, но срок службы не может быть более 0,5 от установленного нормами.
При каких характеристиках СИЗ подлежит списанию, а при каких возможно повторное использование — интересный вопрос! Его придется решать каждому работодателю самостоятельно.
Предлагаю определить значения соответствующие:
- 10 %,
- 25 %,
- до 50 %,
- более 50 % износа.
Обратите внимание, что процент устанавливается суммарно по полученным показаниям всех параметров. Если ремонтных или других мероприятий будет достаточно, то износ составляет до 50 % — такие СИЗ можно выдать снова, в противном случае — более 50 % — СИЗ подлежат списанию (схема). Чистые и отремонтированные СИЗ выдаются работнику, а в личной карточке выдачи СИЗ делается отметка о повторном использовании с указанием процента износа.
Продолжение читайте в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность»