8 495 281 40 91 Москва
8 800 333 82 05 Бесплатно по РФ

Оценка рисков от «А» до «Я». Часть 2. Какие рабочие места оценивать и кто это должен делать?

Продолжаем вместе с экспертом Группы компаний «Экостандарт» разбираться в процедуре оценки рисков. О том, надо ли ее проводить в принципе – читайте здесь. Сегодня расскажем, какие рабочие места оценивать, самостоятельно это делать или лучше доверить экспертной организации, и какие методы могут применяться при оценке рисков.

Все ли рабочие места организации подлежат оценке рисков

Ответ на этот вопрос одновременно и прост, и сложен.

В первую очередь, следует помнить, что, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить, помимо прочего:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья.
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья

Поскольку требования статьи 212 ТК РФ относятся к обязанностям работодателя в отношении всех его работников и базируются на нормах статьи 37 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, то ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, совершенно однозначен: оценке профессиональных рисков подлежат все рабочие места, имеющиеся у работодателя, без каких-либо исключений

Но это формальный ответ, основывающийся исключительно на букве и логике действующего трудового законодательства.

Мы уже говорили в предыдущей статье, что оценка профессиональных (в смысле – «производственных») рисков, если подходить к ней не как к очередной навязанной государством «бумажной» процедуре, – действенный механизм комплексной оценки и улучшения безопасности труда. Из этого следует несколько неожиданный вывод: в первую очередь объектом оценки профессиональных рисков являются вовсе не рабочие места, а те рабочие зоны, то оборудование, те процессы, те помещения, которые используются, реализуются, применяются на всём производстве. Таким образом, главным объектом оценки производственных рисков является производственный процесс в целом, и говорить о том, что риски должны оцениваться именно на рабочих местах, в принципе, неверно (хотя, повторим, и соответствует положениям действующего законодательства).

В каждой рабочей зоне имеется своя номенклатура опасностей и соответствующих им рисков, а следовательно, все эти риски будут воздействовать на любого работника, который в течение смены может (или будет) находиться в данных рабочих зонах. Конечно, вероятность реализации опасностей и тяжести последствий реализации (т.е. величина риска) для каждого из этих работников будет разной, но это уже другой вопрос, который как раз и подлежит рассмотрению в ходе последующих (после идентификации опасностей) этапов оценки профессиональных рисков.

Может ли работодатель выполнить оценку рисков в своей организации самостоятельно?

Действующее трудовое законодательство не содержит никаких указаний, каким именно образом работодатель может провести оценку рисков на своём предприятии. Соответственно, оценка рисков может быть проведена либо силами самого работодателя, либо силами приглашенной им сторонней организации.

К сожалению, на практике самостоятельно проводимый работодателем процесс «оценки профессионального риска» в подразделении зачастую представляет собой отправку его линейному руководителю некоего опросника, в котором содержатся пункты примерно следующего содержания: «Инструктаж проведён?», «СИЗ выданы?», «Правила безопасности соблюдаются?». Разумеется, большая часть линейных руководителей даёт утвердительные ответы на эти и подобные им вопросы. Получивший опросник после такого «заполнения» ответственный сотрудник (как правило – специалист по охране труда), в свою очередь, фиксирует низкий уровень риска, – что, в принципе, и требовалось работодателю.

На самом же деле, конечно, подобная процедура не имеет ничего общего с настоящей оценкой риска (если, конечно, работодателем не ставится задача выполнить оценку риска исключительно для того, чтобы минимизировать возможные претензии со стороны ГИТ).

Поэтому мы рекомендуем работодателю поручить оценку рисков сторонней экспертной организации, обладающей необходимым опытом, знаниями и компетенциями. Задача экспертов такой организации – осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест, изучить используемые оборудование и инструмент, ознакомиться с реализуемыми технологическими процессами, проанализировать имеющиеся результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) и производственного контроля, в необходимых случаях – выполнить инструментальные измерения уровней и значений опасных и вредных производственных факторов и реализовать ещё много различных процедур. Только при этих условиях результаты оценки рисков можно будет считать релевантными существующему положению дел в области безопасности труда.

Действующее законодательство не содержит, к сожалению, чётко определённых критериев, которым должны соответствовать экспертные организации, проводящие оценку профессиональных рисков. Отсутствует также и реестр экспертов, имеющих право выполнять оценку, и хотя бы примерный перечень требований к ним. Однако некоторые рекомендации работодателю, принявшему решение проводить оценку рисков, привлекая для этого стороннюю экспертную организацию, мы всё же можем предложить.

Требования к экспертной организации, проводящей оценку рисков

  • Она включена в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, оказывающих услуги по охране труда (проверить это можно по ссылке https://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations). Также обратите внимание на продолжительность нахождения экспертной организации в этом реестре.
  • В структуре экспертной организации будет находиться собственная испытательная лаборатория, в установленном порядке аккредитованная Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией) на проведение необходимых измерений (этот пункт не обязательный, но желательный).
  • Также желательно, чтобы экспертная организация была включена и в реестр организаций, проводящих СОУТ (проверить это можно здесь: https://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations).

Кроме того, весомым плюсом является наличие у экспертной организации методик оценки и управления профессиональными рисками (лучше – разработанных ею), апробированных при проведении соответствующих работ в разных областях деятельности. 

Каковы основные элементы (этапы) процедуры оценки и управления рисками?

В заголовке не случайно используется слово «управление». Мы уже вскользь упоминали, что за процедурами оценки рисков должны следовать и процедуры управления ими, иначе оценка рисков так и останется просто оценкой рисков, не предполагая при этом никаких мер по уменьшению уровней существующих опасностей, и уж тем более не подразумевая никаких профилактических мероприятий по недопущению возникновения этих опасностей в дальнейшем. В принципе, подобный подход к методам, реализуемым в схемах риск-менеджмента, использован в новом ГОСТ Р 58771-2019, в котором методы (в ГОСТ – «технологии») оценки и управления риском сгруппированы по блокам, отражающим последовательность этапов риск-менеджмента.

Термин «управление профессиональными рисками» также содержится и в статье 209 ТК РФ. Согласно приведенному в ней определению, управление профессиональными рисками –  комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами СУОТ и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Поэтому в дальнейшем, оставаясь в существующем правовом поле и используя словосочетание «оценка профессиональных рисков» (о том, почему в данном контексте «профессиональных» следует читать как «производственных», мы говорили в предыдущем номере журнала) или «оценка рисков», – мы будем понимать под ним именно систему оценки и управления рисками, т.е. то, что в мировой практике обычно именуют термином «риск-менеджмент».

Конечно, документов, так или иначе регламентирующих вопросы оценки рисков, в мире гораздо больше. Следует отметить, что в РФ практически отсутствуют законодательные и нормативные правовые акты в указанной области (за исключением нескольких упоминаний о рисках в ТК РФ и Типовом положении, о которых мы говорили ранее). Сфера оценки рисков в нашей стране регулируется документами (стандартами), имеющими статус нормативно-технических актов, то есть документами добровольного применения, и локальными нормативными актами работодателя, а также документами некоторых систем добровольной сертификации. Однако то обстоятельство, что большинство из действующих в РФ стандартов гармонизировано с уже неоднократно проверенными практикой международными документами (стандарты ISO, OHSAS и т.д.), позволяет считать, что их реализация позволит получить объективную картину состояния и условий безопасности труда и предложить, при необходимости, эффективные корректирующие мероприятия.

Вернуться к списку
Ваш город Москва
Да
Выбрать другой
Выберите ваш город:
  • Астрахань
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Иркутск
  • Казань
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новосибирск
  • Омск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Челябинск
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск