8 800 333 55 71 Бесплатно по РФ

СОУТ и трудовое законодательство: что изменилось в 2020 году?

28 Сентября
1047
16 минут
Константин Кириллов
Заместитель руководителя департамента СОУТ EcoStandard group

1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"». Константин Кириллов, заместитель руководителя департамента СОУТ EcoStandard group, подробно разобрал вступившие изменения и рассказал про все «подводные камни» связанные с ними

ФЗ №451-ФЗ затронул всех участников процедуры проведения СОУТ – работников, работодателей, экспертные организации, Государственную инспекцию по труду и Государственную экспертизу условий труда. Кроме того, закон привлек к процедуре новых участников – Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Расширение прав и обязанностей сторон

Многим данные «расширения» покажутся формальными, однако, они на законодательном уровне укрепили цепочку взаимодействия «работодатель – работник – Экспертная организация», что, определенно, положительно скажется на результатах СОУТ.

Внесение изменений в порядок проведения СОУТ

Чтобы было легче воспринимать изменения законодательства условно разделим проведение спецоценки на 6 этапов:

  1. Подготовительный
  2. Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов
  3. Измерение факторов
  4. Подготовка отчета по СОУТ
  5. Утверждение отчета
  6. Заключительный

Подготовительный этап

На данном этапе перед работодателем стоит несколько основных задач. Их правильное выполнение положит начало успешному завершению СОУТ.

Во-первых, необходимо выпустить приказ о создании комиссии по СОУТ, утвердить порядок ее деятельности и график проведения спецоценки у себя на предприятии. Уже на этом этапе у некоторых работодателей возникали вопросы: «Если Я один или Нас всего двое, то как создать комиссию и соблюсти все требования ст. 9 Закона №426-ФЗ?». Ответ на этот вопрос мы ждали еще с 2014 года, когда спецоценка заменила аттестацию. Он, наконец, готов:

«В случае отсутствия возможности у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник»

Итак, фиксируем: теперь комиссия может состоять из одного человека, и работодатель в единственном числе может возложить все обязательства, связанные с проведением СОУТ, на себя.

Вторая задача подготовительного этапа – составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, при этом не забыв про аналогичность. Комиссия должна сделать это еще до начала проведения работ по спецоценке.

Третий пункт – выбрать экспертную организацию, состоящую в реестре по СОУТ и заключить с ней договор (контракт) на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Выбранная организация должна в течение 5 рабочих дней с даты заключения получить уникальный идентификационный номер во ФГИС СОУТ и уведомить об этом работодателя до начала выполнения работ.

До внесения изменений в ст. 8 Закона №426-ФЗ такой обязанности у организации, проводящей СОУТ, не было. Это влекло за собой отсутствие прозрачности на данном этапе, отказ некоторых работодателей от заключенных договоров и отказ от проведения СОУТ после проверки ГИТ. Часть 6 ст. 8 Закона №426 добавила возможность дополнительного контроля и окончательно закрепила обязательства Работодателя и экспертной организации успешно завершить СОУТ. Созданная на начальном этапе запись предполагает наличие привязанных к ней результатов спецоценки и отсутствие их приведет к возникновению вопросов со стороны надзорных органов, а именно ГИТ.

Ну и в-четвертых, работодатель на подготовительном этапе должен предоставить все необходимые сведения, которые характеризуют условия труда на рабочих местах и смогут помочь экспертной организации в проведении спецоценки.

Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов

Идентификация – это процесс сопоставления имеющихся на рабочих местах факторов с факторами, которые предусмотрены классификатором. Данная процедура проводится совместно с работодателем и экспертом по СОУТ.

В соответствии с частью 3 ст. 10 Закона №426-ФЗ при осуществлении идентификации должны учитываться:

  • Оборудование, материалы и сырье, используемые работником и которые могут являться источника ВОПФ
  • Результаты ранее проводившихся исследований
  • Несчастные случаи, профзаболевания, связанные с воздействием на работника ВОПФ
  • Предложения самих работников

Теперь же, в обязательном порядке должны быть дополнительно учтены результаты производственного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Это нововведение позволяет более грамотно оценить все воздействующие на работника факторы и ничего не упустить при осуществлении идентификации экспертом.

Измерение факторов

Изменения части 4 ст. 12 Закона №426-ФЗ в первую очередь коснулись организаций, проводящих СОУТ. Теперь экспертные организации должны применять методики (методы) измерений и средства измерений, которые позволяют проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда. Данное изменение позволяет более глубоко исследовать воздействующие на работников факторы и не допустить выдачу результатов, не попадающих в действующие значения.

Однако, есть в этом и «подводный камень» - методикой СОУТ установлены достаточно широкие диапазоны определений по факторам, которые позволяют проводить измерения даже для опасного класса условий труда. В целом это хорошо, но далеко не все экспертные организации могут похвастаться такими возможностями, что в ближайшей перспективе значительно сократит рынок организаций, проводящих СОУТ.

Подготовка отчета

По результатам реализованных ранее процедур, организация проводящая спецоценку должна оформить отчет в соответствии со ст. 15 Закона №426-ФЗ.

Отчет включает в себя:

  • Декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии)
  • Представление эксперта о возможности использования результатов производственного контроля при проведении специальной оценки условий труда (при наличии)
  • Титульный лист отчета
  • Заключение эксперта по результатам идентификации
  • Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел 1)
  • Перечень РМ, на которых проводилась спецоценка (Раздел 2)
  • Протоколы исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Карты СОУТ (Раздел 3)
  • Протоколы оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (при наличии)
  • Сводная ведомость результатов СОУТ
  • Перечень мероприятий по улучшению условий труда (Раздел 6)
  • Протокол о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Заключение эксперта по идентификации
  • Мотивированное особое мнение (при наличии)
  • Замечания и возражения работников (при наличии)

Внесенные изменения в состав отчета связаны с «расширением» прав и обязанностей работников. А также, они учитывают возможность несогласия комиссии с результатами специальной оценки условий труда. Это усиливает роль работников и членов комиссии в проведении спецоценки, дает им право высказать свою позицию относительно результатов проведенной СОУТ.

Обратите внимание, что в отчете необходимо указать уникальный идентификационный номер, который был ранее получен экспертной организацией. Однако, на данный момент нет указания в какой конкретно части отчета следует это сделать. Скорее всего данный вопрос будет решен только после внесения изменений в Методику специальной оценки условий труда.

Самым «спорным» стало изменение, которое коснулось индивидуального номера рабочего места, который при внеплановой и/или повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным номером для данного места. Проблема в том, что отсутствует конкретика – кто ответственен за исполнение данного требования? Кроме того, существует риск дублирования нумерации рабочих мест при проведении СОУТ этапами или разными договорами (контрактами).

Напомню, что данное требование отражено в ст. 18 Закона №426-ФЗ, которая относится к передаче сведений во ФГИС экспертной организацией. Далеко не всегда экспертной организации предоставляют корректные данные о ранее проведенной СОУТ и тем более о нумерации рабочих мест. Поэтому для минимизации рисков (в части привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях) есть только один вариант - оставить прежнюю нумерацию рабочих мест даже если есть дубли по предприятию. Это допустимо ввиду отсутствия в Законе №426-ФЗ ограничений в части совпадения номеров различных рабочих мест предприятия.

Что касается привлечения экспертной организации к административной ответственности по ст. 14.54 Кодекса об административных правонарушениях – стоит внимательнее проанализировать предоставленные работодателем исходные данные и дать обратную связь в случае возникновения каких-либо вопросов, в том числе относительно нумерации рабочих мест.

Утверждение отчета

В ст. 15 Закона №426-ФЗ также были внесены изменения, которые окончательно закрепили сроки утверждения отчета по специальной оценке условий. Теперь отчет по СОУТ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем группы в срок не позднее чем в тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Будем надеяться, что отчет не будет долго идти и комиссия успеет подписать его, а работодатель утвердить документ в оставшееся время. В противном случае, единственный выход – зафиксировать в протоколе заседания комиссии, что утвердить отчет в установленные законодательством сроки невозможно и надеяться, что ст. 5.27.1 в части нарушения порядка СОУТ не настигнет.

У экспертной организации также появилось новое обязательство – в течение 3х рабочих дней с даты утверждения отчета уведомить работодателя о передаче данных во ФГИС СОУТ. Уведомить его можно двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Заключительный этап

Применять результаты специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 7 Закона №426-ФЗ, теперь можно со дня утверждения отчета о проведении СОУТ при условии, что сведения о них внесены во ФГИС СОУТ.

Аналогичная ситуация в отношении сроков действия СОУТ и декларации соответствия ГНТОТ, которые предусмотрены частью 4 ст. 8 и частью 4 ст. 11 Закона №426-ФЗ соответственно.

Судя по изменениям, которые связаны с использованием Федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ можно сделать предположение, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет активно развивать данное направление и нас еще будут ждать изменения, связанные с цифровизацией.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Вступившие изменения затронули и условия проведения внеплановой специальной оценки, предусмотренные ст. 17 Закона №426-ФЗ. Напомню, что есть несколько условий, при которых требуется проведение внеплановой СОУТ в установленные законодательством сроки:

Теперь законодательно зафиксирована возможность проведения внеплановой спецоценки по замечаниям и возражениям работников и Работодатель уже не сможет «спустить на тормозах» несогласие с результатами СОУТ.

Организация, проводящая СОУТ

Не осталась без внимания и экспертная организация. Теперь, в соответствии с изменениями в ст. 19 Закона №426-ФЗ, она обязана в течение 10 рабочих дней передавать в федеральный орган исполнительной власти информацию в случаях:

  1. сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра) с указанием исключенных из области аккредитации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных ст. 13 Закона №426-ФЗ
  2. изменения состава экспертов организации

Данную информацию экспертная организация может передать двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Минтруд рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации и принимает решение. Ранее, мы уже описывали новые требования, предъявляемые к использованию методик (методов), а также средств измерений. Отметим, что в случае их несоблюдения деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается. И только после устранения несоответствий и представления в Минтруд копий документов, подтверждающих данный факт, деятельность экспертной организации может быть восстановлена.

Государственная экспертиза условий труда

Последней стороной, которую затронули изменения законодательства стала Государственная экспертиза условий труда. Теперь экспертиза качества может проводиться не только по представлениям ГИТ и по данным, поступившим от работника, представительного органа или профсоюза, но и по представлениям Роспотребнадзора. Конечно, оценить правильность установленных гарантий, компенсаций и корректность заполнения отчета по СОУТ Роспотребнадзор врядли сможет, но усомниться в результатах проведенных исследований (испытаний) и измерений, а также в правильности их проведения – вполне.

Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по этой экспертизе – являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ и подлежат передаче в информационную систему учета. При этом обязанность по передаче результатов экспертизы возлагается на ГЭУТ, а по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам ее проведения – на Минтруд.

Подводя итог, хочу отметить, что многие из изменений в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» были необходимы – некоторые из них были лишь формальными, а некоторые оставили после себя много вопросов. Но радует то, что специальная оценка условий труда становится процедурой, в которую вовлечены различные участники, способные повлиять на результаты проведенной спецоценки и при необходимости оспорить их. Многие изменения были связаны с активным развитием Федеральной государственной информационной системы. На мой взгляд, это говорит о готовности к цифровизации и внедрению электронного документооборота. Определенно, всем участникам предстоит адаптироваться к новым реалиям – новым срокам, процедурам, обязанностям. И чем скорее это произойдет, тем быстрее мы будем готовы к следующему этапу изменений.

28 Сентября
1047
Вернуться к списку

Комментарии

Есть что добавить?

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Ваш город
Да
Выбрать другой

Выберете ваш город:

Поиск