Выберете ваш город:

Поиск

8 495 229 14 92 Москва
8 800 333 55 71 Бесплатно по РФ

Приказ Минздравсоцразвития РФ №302н в специальной оценке условий труда

Роман Ушаков
Заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда

В силу нормы части четвёртой статьи 213 главы 34 раздела Х части третьей ТК РФ, при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов или при выполнении работ, требующих проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, порядок проведения таких осмотров определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Поименованные в ТК РФ «факторы, работы и порядок» утверждены Приказом Минздравсоцразвития Р Ф от 12.04.2011 г. № 302н (далее — Приказом № 302н). На момент издания этого приказа Минздравсоцразвития являлось «уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» и разрабатывало Приказ № 302н в пределах своих полномочий и компетенции. Иного документа (в статусе нормативного правового акта), содержащего «вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров», нет. Есть ещё старые, частично не действующие и не являющиеся нормативными правовыми актами документы (например, Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555), но «всеобъемлющего» документа по медосмотрам, такого как Приказ № 302н, до сих пор не появилось.

Соответственно, исполнение требований Приказа № 302н, в силу указаний пункта 11 части второй статьи 212 главы 34 раздела Х части третьей ТК РФ, является обязанностью работодателя.

Однако указание Приказа № 302н в качестве основания для проведения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда (далее также — СОУТ) не представляется возможным, поскольку, в соответствии с пунктом 19 раздела III Приложения № 3 к данному документу, прохождению обязательных периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. При этом в качестве «установленного порядка», в соответствии с примечанием к тексту пункта, рассматривается «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утв. Приказом Минздравсоцразвития Р Ф от 31.08.2007 г. № 569 и утративший силу с 01.09.2011 г. в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Р Ф от 26.04.2011 г. № 342н, утвердившего новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, каковой порядок, в свою очередь, был отменён в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Актуализация Приказа № 302н в части установления соответствия «аттестации рабочих мест» «специальной оценке условий труда» не проводилась. При этом в настоящее время установление вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах выполняется только по итогам выполнения процедур СОУТ.

Учитывая изложенное, представляется обоснованным и целесообразным до внесения соответствующих изменений в Приказ № 302н либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывать в пункте 7 строки 040 карт СОУТ только часть 1 статьи 213 главы 34 раздела Х части III ТК РФ.

В соответствии с требованиями части четвёртой статьи 213 главы 34 раздела Х части третьей ТК РФ, в Приказе № 302н Приложением № 1 определены производственные факторы (и условия), при наличии (и реализации) которых работодатель обязан направлять работника для прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, а Приложением № 2 — работы, при выполнении которых работником работодатель также обязан направлять работника для прохождения медицинских осмотров. В Приложении № 3, в свою очередь, приводится порядок проведения медицинских осмотров, предусмотренных таковым проведением указаниями статьи 213 главы 34 раздела Х части третьей ТК РФ.

При этом, в силу примечания 2 к таблице Приложения № 1, факторы, перечисленные в таблице данного приложения, являются основанием для направления работника на прохождение им медицинских осмотров только при установлении по ним вредных и (или) опасных классов условий труда, вследствие чего при составлении контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам, работодатель обязан включить в эти контингенты сотрудников, на рабочих местах которых вредные и (или) опасные условия труда подтверждены результатами СОУТ (по соответствующим факторам).

В то же время обязанность работодателя по направлению работников для прохождения медицинских осмотров по факторам Приложения № 1 к Приказу № 302н в случае, если по ним установлены оптимальные либо допустимые условия труда, отсутствует, хотя таковое направление и может осуществляться работодателем в соответствии с указаниями пункта 19 части III Приложения № 3 к Приказу № 302н.

Эта позиция неоднократно находила своё отражение в разъяснениях соответствующих федеральных органов исполнительной власти (см., например, Письма Роспотребнадзора от 19.06.2015 г. № 01/7015−15−31, от 17.12.2014 г. № 09−21 832−14−16 и др.).

В отличие от Приложения № 1, Приложение № 2 содержит работы, выполнение которых работником, безотносительно к наступлению каких-либо условий, влечёт за собой возникновение обязанности работодателя по направлению данного работника для прохождения медицинских осмотров — просто по факту наличия (выполнения) этих работ. Никакой «лазейки», которая бы позволила работодателю избежать этого, в Приказе № 302н нет.

Таким образом, направление на медицинские осмотры работников по основаниям Приложения № 2 к Приказу № 302н производится работодателем вне зависимости от результатов СОУТ и, соответственно, так же, как и в случае с факторами Приложения № 1 (хотя и по несколько другим основаниям), не может быть отражено в отчётных документах специальной оценки.

Следует также отметить, что, согласно части 2 статьи 213 главы 34 раздела Х части III ТК РФ, обязательным периодическим медицинским осмотрам подлежат также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (т.н. «декретированный персонал»). Однако целью проведения таких медицинских осмотров является не охрана здоровья самих работников и предупреждение профессиональной заболеваемости, а охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, что является предметом регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства, а не законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Указанный вид медицинских осмотров проводится на основании требований Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов, а соответствующие работы включены в Приложение № 2 к Приказу № 302н.

Такие медицинские осмотры, как и все остальные медицинские осмотры по Приложению № 2 к Приказу № 302н, должны проводиться на рабочих местах работников в рамках санитарно-эпидемиологических требований, и вне зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда.

На основании изложенного представляется невозможным указание в пункте 7 строки 040 карт СОУТ в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работников также и требований документов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Федерального закона № 52-ФЗ и его подзаконных нормативных правовых актов).

При этом, однако, право работников на прохождение таких медицинских осмотров (в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов Федерального закона № 52-ФЗ) должно быть закреплено в локальном акте организации.

Следует также отметить, что необходимые списки контингентов (см. Приложение № 3 к Приказу № 302н) составляются работодателем и не требуют согласования с Роспотребнадзором.

Поэтому работодатель имеет право самостоятельно устанавливать контингенты лиц и номенклатуру исследований в рамках реализации периодического медицинского осмотра работников, безотносительно к результатам СОУТ, с обязательным указанием на это во внутренних локальных актах организации.

Дополнительно информируем, что пункт 5 части первой статьи 7 главы 1 Федерального закона № 426-ФЗ содержит аналогичные указания: результаты СОУТ могут применяться для организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Использование modus conditionalis («могут применяться») в формулировке текста статьи позволяет считать результаты СОУТ не единственным основанием для включения тех или иных профессий и (или) должностей работников в списки контингентов для направления их на прохождение периодических медицинских осмотров. Указанное мнение подтверждается и указаниями пункта 19 части III Приложения № 3 к Приказу № 302н.