Выберете ваш город:

Поиск

8 495 229 14 92 Москва
8 800 333 55 71 Бесплатно по РФ

Охрана труда на предприятии

Статьей 209 Трудового Кодекса Российской Федерации термин охрана труда определен как комплексная система мероприятий для сохранения жизни и здоровья работников предприятия и минимизации рисков на рабочих местах.

В более широком смысле это понятие предполагает, что все стороны хозяйственной и финансовой деятельности предприятия связаны с необходимостью организации охраны труда на предприятии. Управление ОТ помогает работодателю улучшить моральный уровень коллектива, минимизировать возможный ущерб здоровью, устранить смертельные риски для жизни. Это не только следование правилам и нормам, это также развитие технического потенциала, медицинского обеспечения, социальные гарантии, компенсации и т.д.

Организация охраны труда на предприятии - важная задача для работодателя.

Решить ее можно с помощью создания и функционирования системы управления охраны труда (СУОТ), что, согласно ст. 212 ТК, является прямой обязанностью работодателя.

Для этого в соответствии со ст. 217 Трудового Кодекса:

  • на предприятии, численность сотрудников которого превышает 50 человек, создается специализированная служба по охране труда или вводится должность специалиста;
  • на предприятии, численность сотрудников которого не превышает 50 человек, работодатель вправе сам решать вопрос об организации работы службы по ОТ или специалиста.

Работодатель также вправе для организации охраны труда привлекать сторонних специалистов (организацию) по гражданско-правовому договору или возлагать эту ответственность на уполномоченное лицо (в том числе и оставлять за собой).

Возникает выбор:

  • нанять стороннюю организацию (специалиста),
  • возложить эти обязанности на кого-то из своих работников.

С финансовой точки зрения, выгоднее возложить эту обязанность на уполномоченное лицо. Но выгода в данном случае является сиюминутной. В перспективе такое решение будет препятствовать устойчивому развитию организации.

С чем это связано?

Во-первых, по требованиям по образованию и практической работе профессионального стандарта 40.054 «Специалист по охране труда», для квалифицированного управления охраной труда на предприятии нужен:

  • либо специалист с высшим образованием (минимум 4 года подготовки в соответствующих профильных учреждениях высшего образования),
  • либо специалист со средним профильным образованием, имеющий стаж не менее 3 лет.

Во-вторых, в связи с развитием информационных технологий, все больше организаций малого и среднего бизнеса имеют возможности производить сложную технологическую продукцию, имея в штате небольшие коллективы и достаточно разнообразную производственную базу. СУОТ на таких предприятиях остается сложной комплексной системой. Хотя автоматизация оборудования и повышает безопасность выполнения работ, но не гарантирует полностью безаварийное производство.

В подобных организациях возникает необходимость своевременно отслеживать возникновение новых рисков и вредных факторов на рабочих местах и вовремя адаптировать к ним СУОТ.

Если учесть, что за нарушения в области охраны труда предусмотрены большие суммы денежных штрафов, приостановка деятельности организации, а также (в отдельных случаях) уголовное преследование, то напрашивается вывод, что предпочтительно наличие отдельного специалиста по охране труда на предприятии.

Сейчас рынок услуг позволяет малому и среднему бизнесу заключать договор гражданско-правового характера как с отдельными физическими лицами, так и с организациями, предоставляющими огромный перечень услуг по охране труда: от разработки до аутсорсинга, от анализа до внедрения.

Уже на стадии заключения такого договора работодатель может выбрать объем необходимой для него документации. Как показывает сложившаяся практика, цена оказания таких услуг в среднем меньше, чем введение в штат должности специалиста по охране труда.

Для малых и средних предприятий наем специалиста на полную ставку - не актуален. Хотя, как мы оговорили ранее, СУОТ имеет сложный комплексный характер, но, в силу небольшого коллектива, ежедневный контроль на небольшом предприятии не так нужен. Часто работодатель начинает дробить ставку, уменьшая загруженность работой по охране труда, а вместе с ней размер заработной платы специалиста. Из-за этого снижается личная заинтересованность такого сотрудника, получившего образование и имеющего за плечами опыт. Возникает проблема: с одной стороны, организация не может платить больше, с другой - у специалиста нет личной заинтересованности в результатах своего труда. Как итог, система управления охраной труда на предприятии будет содержать множество "дыр". А функции контроля и развития - утрачены. Проверка, проведенная контролирующими органами, выявит данные недостатки, и работодатель все равно получит денежный штраф (в лучшем случае).

В результате затраченные на охрану труда средства не окупятся. И задача создания и функционирования СУОТ на предприятии останется нерешенной.

Заключение же договора гражданско-правового характера со специализированной организацией позволяет работодателю уменьшить затраты. Во-первых, потому что специалисты по охране труда числятся на балансе сторонней организации, а, следовательно, все затраты по обеспечению рабочего места, закупке спецодежды, моющих средств, питьевой воды и т.д. несет организация выполняющая договор. Во-вторых, в случае обнаружения недостатков или ошибок в СУОТ на предприятии, такие компании несут ответственность согласно российскому законодательству и условиям договора.

Обратите внимание, что заключение гражданско-правового договора на выполнение работ по охране труда на предприятии с физическим лицом несет определенные риски. Часто так бывает, что такие договоры суд переквалифицирует из гражданско-правовых в трудовые с всеми вытекающими отсюда последствиями.