«Москва — центральный офис »

Мы верно определили Ваш город?

Да Выбрать другой город

специальная оценка условий труда
соут
8 800 333-55-71 Бесплатно по РФ
+7 495 229 14 92
Москва

Аттестация рабочих мест по условиям труда: порядок проведения

В 2014 году специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ). Однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях этих процедур. Предлагаем вам разобраться в отличиях устаревшей процедуры АРМ и заменившей ее СОУТ в одном материале.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это процедура оценки рабочих мест (далее – РМ) по условиям труда. 14 февраля 1986 года с выходом Типового положения об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест №588-БГ АРМ получила свое начало.

Основными целями при проведении аттестации рабочих мест были:

  • Рост эффективности производства за счет ускорения производительности труда
  • Повышение качества продукции
  • Рациональное использование основных производственных фондов, трудовых ресурсов на предприятии за счет ликвидации «излишних» рабочих мест, а также РМ с устаревшим оборудованием
  • Оптимизация численности работников, их сменности
  • Повышение привлекательности труда за счет оптимизации или автоматизации производственных процессов
  • Повышение культуры безопасности
  • Повышение социальной активности и квалификации работников за счет вовлечения их в оптимизацию и усовершенствование производственных процессов

Таким образом процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна была стать хорошим инструментом повышения эффективности производства и его управления.

Чуть позже, в августе этого же года, выходит «Гигиеническая классификация труда...», в которой впервые классифицировали условия труда. Появились три класса условий труда (далее - КУТ) – «Оптимальный» (1 класс), «Допустимый» (2 класс), «Вредный и опасный» (3 класс), который дифференцировался на 3 степени.

Аттестация рабочих мест по условиям труда просуществовала до начала 2014 года. Федеральным законом от 28.12.2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она была заменена процедурой специальной оценки условий труда (далее - СОУТ). Спецоценка имеет много общего с аттестацией рабочих мест, но также имеет и значительные отличия. Например, и при проведении аттестации, и при проведении СОУТ оформляется итоговый отчет, часть которого – карта аттестации (спецоценки) РМ. Также в отчет входят протоколы исследований (испытаний) и измерений, в которых отражаются результаты аттестации конкретной рабочей зоны.

Рассмотрим основные этапы СОУТ, проанализируем ее различия с аттестацией рабочих мест.

Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?

1. 212 статья Трудового кодекса Российской Федерации

2. Федеральный закон от 28.12.2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

3.  Приказ Минтруда России от 24.01.2014 года №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Можно ли поделить СОУТ на основные этапы?

Проведение спецоценки можно поделить на следующие основные этапы:

1. Подготовительный этап

1.1. Создание комиссии по проведению СОУТ, утверждение графика ее проведения

1.2. Составление комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ

1.3. Заключение договора с экспертной организацией

1.4. Предоставление необходимой информации, характеризующей условия труда на РМ

2. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

2.1. Составление перечня потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

2.2. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

3. Исследования (испытания), измерения

4. Классификация условий труда

5. Подготовка отчета по СОУТ в соответствии с установленной законодательством форме.

Какие кардинальные изменения претерпела аттестация рабочих мест по условиям труда?

            Процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда похожа на СОУТ. Однако с выходом 426 Федерального закона, а также Приказа 33н у работодателей и экспертных организаций появилось множество вопросов, споров. Основной причиной стал этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Его можно поделить на две процедуры - идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и составление перечня потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В первом случае процедуре идентификации подлежат «невредные» рабочие места:

  • на которых по результатам АРМ или СОУТ не установлен вредный и (или) опасный КУТ;
  • на которых не предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • которые не включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Во втором случае перечень потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов составляется в отношении «вредных» РМ, которые должны удовлетворять одному или нескольким ранее описанным условиям.

Отдельно следует рассмотреть процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ей подлежат следующие рабочие места:

  • «невредные» РМ, на которых по результатам идентификации не выявлено вредных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям), измерениям;
  • «невредные» РМ, на которых по результатам исследований (испытаний), измерений установлен оптимальный или допустимый КУТ.

Результатом процедуры стала возможность проведения СОУТ без исследований (испытаний) и измерений. Это стало возможным путем оформления декларации соответствия условий труда по результатам идентификации. Декларация может быть автоматически продлена на следующие 5 лет, что значительно сокращает расходы работодателя.

Новой для работодателя и экспертной организации процедурой стала оценка эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). При проведении аттестации рабочих мест мы привыкли видеть только оценку обеспеченности СИЗ, сейчас же она стала одним из этапов оценки эффективности. Эффективность СИЗ не является обязательной процедурой, а проводится лишь в случаях соответствующего решения комиссией по СОУТ. Результатом реализации данной процедуры может быть снижение класса (подкласса) условий труда.

Какие штрафы возможны?

            Спецоценка преподнесла не только новые процедуры, но и новые штрафы. Ответственность теперь несет как работодатель, так и экспертная организация. Например, в соответствии со ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или её непроведение влекут предупреждение или наложение административного штрафа. Для должностных лиц штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических – от 60 000 до 80 000 рублей. Без внимания не осталась и экспертная организация, на которую в случае нарушения установленного порядка проведения СОУТ может быть наложен административный штраф от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц, от 70 000 до 100 000 рублей на юридических. Повторное нарушение влечет административный штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических – от 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

            Специальная оценка условий труда стала хорошим инструментом для контроля работодателей, экспертных организаций. Что говорит о необходимости выбора надежного, ответственного поставщика услуг с хорошей репутацией.



© EcoStandard group
Все права защищены.
Карта сайта
Мы используем
зеленый хостинг