«Москва — центральный офис»

Мы верно определили Ваш город?

Да Выбрать другой город

специальная оценка условий труда
соут
8 800 333-55-71 Бесплатно по РФ
+7 495 229 14 92
Москва

Особенности организации и проведения производственного контроля на офисных рабочих местах с ПЭВМ

Особенности организации и проведения производственного контроля на офисных рабочих местах с ПЭВМ

Ушаков Роман
Руководитель Отдела контроля качества Департамент Охраны труда и СОУТ


Вопросы контроля состояния условий труда на местах сотрудников, занятых работой с ПЭВМ, в настоящее время являются в достаточной степени актуальными, поскольку в рамках процедур специальной оценки условий труда (СОУТ), в отличие от процедур реализуемой ранее аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда, выполнение соответствующих исследований представляется практически невозможным. Соответственно, представляется невозможным и получение достоверных сведений о могущих присутствовать на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, вредных и (или) опасных производственных факторов, а равно и об их уровнях, и о возможном воздействии их на здоровье работников.

В современных условиях единственной процедурой, позволяющей получить обоснованные сведения о соответствии либо несоответствии реальных условий труда на рабочих местах пользователей ПЭВМ действующим санитарно-гигиеническим нормативам, является производственный контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, выполняемый на основании и в соответствии с указаниями Федерального закона от 30.03.1999 г. (в ред. посл. изм. и доп.) №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Однако, к сожалению, при практической реализации соответствующих положений данного закона для целей производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, вследствие не вполне ясного юридического статуса одного из основных нормативных правовых актов, принятого во исполнение Федерального закона №52-ФЗ и содержащего государственные нормативные требования охраны труда, связанные с организацией и проведением производственного контроля, а именно – Санитарных правил СП 1.1.1058-01 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 г. и вступивших в действие 01.01.2002 г.), - возникает вопрос о существовании юридически подтверждённой обязанности работодателя собственно по организации и проведению производственного контроля на рабочих местах сотрудников, оборудованных ПЭВМ.


1. Система нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные правовые акты, содер-жащие государственные нормативные требования охраны труда.

Система нормативных актов, содержащих нормы трудового права, описывается статьёй 5 главы 1 раздела I части I Трудового кодекса РФ (ТК РФ). В соответствии с указаниями данной статьи, регу-лирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется:
• трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
• иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
 указами Президента РФ;
 постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами феде-ральных органов исполнительной власти;
 нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
 нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На уровне предприятия, кроме того, трудовые и иные связанные с ними отношения регламентируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Наибольший интерес для целей настоящей статьи представляют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – именно их мы в основном и будем рас-сматривать далее.

Состав и структура федеральных органов исполнительной власти установлены Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. №636 (в ред. посл. изм. и доп.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с указанным документом, в состав федеральных органов исполнительной власти, помимо иных органов, входят: Министерство здравоохранения РФ (с подведомственными ему Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Федеральным медико-биологическим агентством), Министерство труда и социальной защиты РФ (с подведомственной ему Федеральной службой по труду и занятости), а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлены Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009, в ред. посл. изм. и доп.).
В дополнение к указанным Правилам, номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, установлены Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. №1160, в ред. посл. изм. и доп.).

В соответствии с указаниями частей 1 и 2 раздела I Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, к указанным актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

В силу действия пункта 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных пра-вовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, к таковым актам относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы – СанПиН, санитарные нормы – СН, санитарные правила – СП, гигиенические нормативы – ГН, - устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). При этом, на основании указаний пункта 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, проекты актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, разрабатываются, помимо прочего, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Одним из основных условий для приобретения каким-либо актом статуса нормативного правового является его государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, осу-ществляемая в порядке, определяемом разделом II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Следует также отметить, что, в соответствии с указаниями части 7 Правил подготовки норматив-ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, одновременно с подготовкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей, которые затем реализуются либо в виде отдельного нормативного правового акта, либо в виде соответствующих положений включаются в текст нормативного правового акта.

Акты любых федеральных органов исполнительной власти, разработанные, принятые, опубликованные и введённые в действие с нарушением требований Постановлений Прави-тельства РФ №1009 и №1160, не обладают статусом нормативных правовых актов и, со-ответственно, применяться в качестве таковых не могут (см. также часть 19 раздела II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).


Правовые основания организации и проведения производственного контроля на рабочих ме-стах, оборудованных ПЭВМ.
В соответствии с указаниями статьи 11 главы II Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Статьёй 25 главы III указанного Федерального закона дополнительно устанавливается, что инди-видуальные предприниматели и юридические лица также обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

В силу указаний статьи 32 главы IV Федерального закона №52-ФЗ, одним из санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции является производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда, осуществляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Таким образом, проведение производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований является обязанностью работодателя, в том числе и (по-скольку в Федеральном законе не указано иное) на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Кроме того, на основании изложенного вывод о том, что производственный контроль на таких рабочих местах следует реализовывать именно посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, следует считать обоснованным и подтверждённым, поскольку каких-либо иных указаний по данному вопросу Федеральный закон №52-ФЗ не содержит.

Данный вывод в отношении рабочих мест, оборудованных ПЭВМ, тем более справедлив, что, в силу положений статьи 3 главы I закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, помимо самого Федерального закона, состоит из (включая, но не ограничиваясь нижеуказанным) других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. В соответствии же с указаниями пункта 2 Положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. №554, в ред. посл. изм. и доп.), и, как уже было показано выше, пункта 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. №1160, в ред. посл. изм. и доп.), нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). Поскольку в отношении рабочих мест и организации работ с ПЭВМ применяемый в настоящее время СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 г. №118, в ред. посл. изм. и доп.; далее будут рассмотрены некоторые правовые аспекты применения данного документа) устанавливает номенклатуру и значения контролируемых производственных факторов (санитарно-гигиенические нормативы), то для определения их фактических значений в рамках производственного контроля следует проводить соответствующие инструментальные измерения.

На основании и во исполнение Федерального закона №52-ФЗ Постановлением Главного госу-дарственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. №18 были введены в действие с 01.01.2002 г. сроком на десять лет Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и про-ведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Данные Правила на момент введения в действие отвечали указаниям Постановлений Правительства РФ №1009 и 1160 в части, необходимой и достаточной для приобретения документом статуса нормативного правового акта, и, следовательно, таковым актом являлись.

Подпунктом «а» пункта 4.1 раздела IV СП 1.1.1058-01 устанавливается необходимость осуществ-ления производственного контроля с применением лабораторных исследований, испытаний в отношении промышленных предприятий (объектов): рабочих мест, производственных помеще-ний, производственных площадок (территорий), границ санитарно-защитной зоны, сырья для изготовления продукции etc. Далее в том же подпункте приведена номенклатура лабораторных исследований и испытаний для указанных объектов.

По итогам буквального прочтения указаний подпункта «а» пункта 4.1 раздела IV СП 1.1.1058-01 ответственными лицами работодателя, разрабатывающими программу производственного кон-троля, делается вывод о том, что на «офисных» рабочих местах, то есть рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, но не связанных с производством, производственный контроль либо не должен проводиться вовсе, либо должен проводиться в каком-либо ином виде, не подразумевающем выполнения лабораторных исследований (испытаний).

Такой вывод является неправильным.

В настоящий момент правовой статус СП 1.1.1058-01, по меньшей мере, вызывает сомнения. В силу указаний пункта 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. №554), «срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет». Поскольку данное Положение было введено в действие07.08.2000 г. (опубликовано 31.07.2000 г. в Собрании законодательства РФ №31, ст. 3295), то его действие распространяется и на СП 1.1.1058-01, введённые в действие с 01.01.2002 г. сроком на десять лет (о чём имеется указание в тексте Правил). Таким образом, срок действия СП 1.1.1058-01 истек 01.01.2012 г. В соответствии с указаниями того же пункта 10 Положения, «пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил». Пересмотр СП 1.1.1058-01 в установленном порядке после истечения срока их действия не осуществлялся. Вместо этого Правила были «продлены» Письмом Роспотребнадзора от 15.02.2012 г. №01/1350-12-32 до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

В соответствии с указаниями части 2 раздела I Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, «издание нор-мативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Таким образом, Письмо Роспотребнадзора №01/1350-12-32 нормативным правовым актом не является, правовых последствий не влечёт и, следовательно, СП 1.1.1058-01 в настоящее время не должны применяться в качестве нормативного правового акта в связи с истечением срока действия.

Часть 2 статьи 32 главы IV Федерального закона от 30.03.1999 г. (в ред. посл. изм. и доп.) №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», тем не менее, устанавливает, что производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами. Вышеуказанная норма в силу части 1 статьи 76 главы 3 Конституции РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время санитарные правила СП 1.1.1058-01 действуют на тер-ритории РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов, однако, на наш взгляд, могут применяться только и исключительно в справочных, информационных целях, не являясь, как об этом уже говорилось выше, нормативным правовым актом.

Следует также отметить, что справедливость вывода о том, что срок действия СП 1.1.1058-01 в качестве нормативного правового акта истёк, косвенно подтверждается и Письмом Роспотребнадзора от 21.01.2016 г. №09-574-16-16, ссылающимся на Определение Верховного суда РФ от 29.03.2011 г. №КАС11-128, в соответствии с которым в случае, если санитарные правила в установленном порядке не отменялись, а срок их действия при утверждении не установлен, данные санитарные правила являются действующим нормативным правовым актом. И хотя данное Определение Верховного суда РФ в части признания таких санитарных правил действующим нормативным правовым актом, по меньшей мере, является спорным, поскольку противоречит указаниям уже упомянутого ранее пункта 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, тем не менее, указание на необходимость учёта срока действия санитарных правил является важным и значимым. Поскольку, как было показано выше, срок действия СП 1.1.1058-01 при их введении был установлен (10 лет), о чём в документе имеется соответствующее указание, то, учитывая дату введения в действие СП 1.1.1058-01, существование данных санитарных правил в качестве действующего нормативного правового акта прекратилось 01.01.2012 г. Указанный вывод и был сделан нами ранее.

Необходимо, однако, отметить, что позиция Роспотребнадзора, письмом от 21.01.2016 г. №09-574-16-16 распространяющего действие Определения Верховного суда РФ от 29.03.2011 г. №КАС11-128 на все существующие в настоящее время санитарные правила (подразумевая под «санитарными правилами» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, указанные в пункте 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нор-мативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда), является необоснованной.

Система права в РФ относится к романо-германской системе и не является прецедентной. Таким образом, каждое Определение суда (любой инстанции и юрисдикции) выносится по какому-либо конкретному заявлению, делу по итогам всестороннего рассмотрения их обстоятельств. Принципы же «аналогии закона» и «аналогии права» последовательно применяются только в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства (см., например, часть 4 статьи 1 главы 1 раздела I Гражданского процессуального кодекса РФ). В случае Определения Верховного суда РФ от 29.03.2011 г. №КАС11-128 решение принималось для СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», и именно на этот документ распространяются выводы суда, изложенные в Определении.

Таким образом, учитывая всё изложенное, следует считать обоснованными и подтверждёнными нижеследующие выводы:

1. Проведение производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, является обязанностью работодателя в силу действия статьи 11 главы II Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
2. Производственный контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований должен выполняться на всех рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, безотносительно к тому, находятся ли данные места на производственных объектах, либо расположены в административно-общественных зданиях;
3. Производственный контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, должен осуществляться путём проведения лабораторных исследований (испытаний), выполнения инструментальных измерений уровней и значений производственных факторов с последующим сравнением полученных значений с соответствующими санитарно-гигиеническими нормативами;
4. Санитарные правила СП 1.1.1058-01 являются действующим документом, не обладающим, однако, статусом нормативного правового акта, вследствие чего могут использоваться исключительно в справочно-информационных целях;
5. Неисполнение указаний СП 1.1.1058-01 не создаёт состава административного право-нарушения, предусмотренного статьёй 6.3 главы 6 раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях, а равно не создаёт иных составов административных правонарушений, поскольку данные Санитарные правила в настоящий момент не обладают статусом нормативного правового акта.

© EcoStandard group
Все права защищены.
Мы используем
зеленый хостинг