«Москва — центральный офис»

Мы верно определили Ваш город?

Да Выбрать другой город

специальная оценка условий труда
соут
8 800 333-55-71 Бесплатно по РФ
+7 495 229 14 92
Москва

Санитарно-защитные зоны аэропортов: особенности проектирования для журнала Airports International

Санитарно-защитные зоны аэропортов: особенности проектирования для журнала Airports International

Ольга Зацепина
Руководитель департамента Экологического проектирования и консалтинга

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ АЭРОПОРТОВ

Влияние работы аэропортов на окружающую среду, необходимость создания вокруг них санитарно-защитных зон и особенности их проектирования – об этом рассказывает эксперт в данной области, руководитель департамента «Экологическое проектирование и консалтинг» группы компаний «ЭкоСтандарт» (EcoStandard group ) Ольга Зацепина

В соответствии с современным законодательством, наличие жилой застройки вокруг аэропортов (аэродромов, вертодромов) требует организации специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны – СЗЗ), размер которой позволяет уменьшить негативное воздействие объекта  (химическое, физическое) на жилую застройку –  до значений, установленных гигиеническими нормативами и не  представляющих заведомой опасности для здоровья населения. Таким образом, санитарно-защитная зона выполняет функцию защитного барьера, обеспечивающего должный уровень экологической безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ширина СЗЗ может составлять от 50 метров до нескольких километров, определяется по результатам соответствующих расчетов и подтверждается годовым мониторингом состояния окружающей среды на границе зоны и ближайшей жилой застройки.

Специалистами EcoStandard group был выполнен проект СЗЗ для международного аэропорта Храброво (Калининград), в процессе работа над аналогичными проектами для аэропортов Геленджика и Перми. Каждый проект отличается своими сложностями, но есть и общие проблемы, характерные для любого аэропорта.

К примеру, на данный момент нет методической базы, позволяющей качественно смоделировать рассеивание в атмосферном  воздухе загрязняющих веществ от таких специфических источников, как воздушное судно. Основные вещества, которые образуются при работе двигателей самолета, это оксиды азота и углерода, керосин, сажа, диоксид серы. Все они негативно влияют на окружающую среду и человека: вызывают болезни дыхательных путей и оказывают угнетающий эффект на флору.

Другой важный аспект – шумовое воздействие. Оно оценивается по двум составляющим: до отрыва воздушного судна от земли и после. На основе расчетов шумового воздействия от движения воздушного судна в воздухе (с учетом используемых воздушных коридоров), выводится расстояние санитарных разрывов.

Особая проблема состоит в том, что большинство аэропортов России спроектированы и построены еще в 40-50-х годах прошлого столетия, и приходится иметь дело с историческим наследием развития населенных пунктов, рядом с которыми расположены аэропорты. Вспомним, что в прежние времена при возведении больших, особенно градообразующих заводов повсеместно существовала практика строительства жилья для работников в пешей доступности от предприятия, и схожий подход применялся и в отношении аэропортов. Ключевыми критериями выбора их месторасположения были отнюдь не санитарные нормы и правила, а максимальная доступность, непосредственная близость к городу. Или же, поскольку изначально многие объекты были военными, выбор диктовался какими-либо стратегическими соображениями.  Люди работали в аэропорту, на аэродромах и рядом же жили, а сады и огороды зачастую располагались и вовсе вплотную. Так, например, в Геленджике взлетная полоса своим концом буквально упирается в детский лагерь, хотя он, конечно, давно уже не действует.

В числе конкретных мер, которые могут быть предусмотрены в рамках проекта СЗЗ, предлагаются, в частности, следующие:

  • Ограничение полетов всех воздушных судов или их определенных типов по времени
  • Перенос жилой застройки за пределы СЗЗ (расселение жилых домов)
  • Установка шумозащитных экранов

Напомним, что проектирование и устройство вокруг аэропортов санитарно-защитной зоны (СЗЗ) является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и регулируется санитарными правилами и нормативами  САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".

За нарушение СЗЗ или ее отсутствие предусмотрен штраф в размере 20 000 рублей или приостановка деятельности объекта на 90 суток, что и вовсе влечет огромные финансовые и репутационные потери.

ПОДЕЛИСЬ!
© EcoStandard group
Все права защищены.
Мы используем
зеленый хостинг